Версия для слабовидящих:
|
|||||||
|
Социально-психологическая служба /
-Страничка психолога /
Печали и радости средней школы
Страничка психолога
Печали и радости средней школы
За время нашей работы по психологическому сопровождению жизни школы мы заметили, что чаще всего родители беспокоятся только перед началом двух этапов обучения ребенка в школе. Много волнений, переживаний у пап и мам вызывает поход ребенка в первый класс и десятый. Накануне первого класса беспокойство родителей связано в основном с тем как ребенок адаптируется к школе, и как будет учиться. Накануне десятого класса встают вопросы качества знаний, хороших оценок и перспективы поступления в ВУЗ. Эти родительские беспокойства очень понятны. Ведь они связаны с переходом ребенка из одного социального статуса в другой. В первом случае ребенок из дошкольника превращается в школьника, а во втором – из школьника готовится в студенты. Период обучения ребенка в средних классах, с пятого по девятый, родители, как правило, расценивают как стабильный, спокойный для себя и безопасный для ребенка. Так ли это на самом деле? Нужно ли беспокоиться родителям, если их ребенок подошел к средней школе, то есть пошел в пятый класс? Как должно быть построено обучение, чтобы этот период жизни человека стал продуктивным и оказал положительное влияние на его дальнейшее развитие, как психологическое, так и физиологическое, создал бы надежный фундамент для получения последующего образования? Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития характерны для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений. На фоне бурного физиологического роста происходит такое же интенсивное психологическое становление, значение которого трудно переоценить. Ведь именно в этот период у человека складывается свой собственный сценарий взаимодействия с собой, с противоположным полом, с близкими людьми, коллективом и, в целом, с окружающим миром. Приобретенные в подростковом возрасте сценарии отвечают за адаптацию взрослого человека в обществе, в жизненных ситуациях и определяют его успешность в личной жизни. Если эти сценарии оказываются неэффективными, то человек «обрастает» комплексами, часто испытывает психологический дискомфорт, стрессы, и на решение жизненных задач ему приходиться тратить намного больше сил, чем человеку, владеющему более эффективными адаптационными сценариями. Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах. Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников. Шестиклассники начинают проявлять интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового характера, проявляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества. Зная изменение интересов подростка, взрослый может активно развивать у него нужные волевые, деловые и другие полезные качества. Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства. В начальный период этого возраста (10-11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. С 12 лет появляются положительные моменты в восприятии себя, растет самооценка, самоуважение. В период 12-14 лет подростки становятся менее категоричными, появляются слова «иногда», «мне кажется» и т. п., что свидетельствует о понимании неоднозначности, многообразия личностных проявлений человека. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися. Подростковый возраст – это трудный возраст. Для нас психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи. Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации: «трудный подросток» в благополучной семье; лавирование ребенка между разведенными родителями; нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки; отсутствие мотивации к обучению; несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.). Одним из самых ярких противоречий подросткового возраста является несоответствие интеллектуальной развитости, которую подросток демонстрирует в повседневной жизни, его инфантильности в вопросах выбора будущей профессии, повседневных обязанностей и этики поведения. Это противоречие ставит перед родителями и педагогами задачу построение особого взаимодействия с подростком –относясь к нему по серьезному, оказывать ему помощь и поддержку, не обнаруживая «детского» обращения к нему. Число прочтений: 2014 |
Директор школы: Пешкова Лариса Викторовна Наш адрес: 413840, Саратовская область г.Балаково, ул.Минская 59 Тел./факс: 8 (8453) 62-00-60 секретарь, директор. E-mail: school11balakovo@yandex.ru www.school11balakovo.ru |
Создание сайта: "Балаковский интернет-центр"
© 2010-2025 |